• Россия, Москва
    ул. Костякова, д. 6/5
  • Круглосуточно
    БЕЗ ВЫХОДНЫХ

» Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10.03.2020 N 77-235/2020

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10.03.2020 N 77-235/2020

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10.03.2020 N 77-235/2020 Обстоятельства: Постановлением удовлетворено представление начальника и ходатайство осужденного о зачете времени содержания под стражей в срок лишения свободы по приговору в соответствии с изменениями, внесенными ФЗ от 03.07.2018 N 186-ФЗ в ст. 72 УК РФ. Решение: Постановление отменено, материал передан на новое судебное рассмотрение.

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 марта 2020 г. N 77-235/2020

Судебная коллегия по уголовным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе: …

рассмотрела в открытом судебном заседании материал по кассационной жалобе осужденного Б. на постановление Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 6 ноября 2018 года.

Постановлением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 6 ноября 2018 года удовлетворено представление начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Республике Мордовия и ходатайство осужденного

Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>,

о зачете времени содержания под стражей на основании ст. 72 УК РФ по приговору Московского окружного военного суда от 16 сентября 2016 года (с учетом изменений, внесенных апелляционным определением Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2016 года),

которым он осужден:

по ч. 2 ст. 280 УК РФ к 1 году лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью, связанной с размещением обращений и иных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть "Интернет", на 1 год,

по ч. 2 ст. 282.2 УК РФ к 1 году лишения свободы,

по ч. 2 ст. 208 УК РФ к 5 годам 9 месяцам лишения свободы,

на основании чч. 3, 4 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний к 6 годам 4 месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с размещением обращений и иных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть "Интернет", на 1 год;

срок наказания исчислен с 1 мая 2016 года;

Б. зачтено время содержания под стражей с 1 мая до 16 сентября 2016 года.

Обжалованным постановлением на основании п. "б" ч. 31 ст. 72 УК РФ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2018 года N 186-ФЗ), зачтено время содержания под стражей Б. с 1 мая 2016 года по день вступления приговора в законную силу, то есть по 22 декабря 2016 года включительно в срок лишения свободы из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима, за исключением времени нахождения осужденного, отбывающего наказание в строгих условиях в воспитательной колонии или исправительной колонии общего режима, в штрафном или дисциплинарном изоляторе, помещении камерного типа либо едином помещении камерного типа, в случае применения мер взыскания к осужденному в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ, которое с учетом положений, предусмотренных ч. 33 ст. 73 УК РФ, засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день содержания под стражей.

В апелляционном порядке постановление Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 6 ноября 2018 года не обжаловалось.

В кассационной жалобе осужденный Б. выражает несогласие с постановлением. Полагает, что ходатайство и представление о зачете времени содержания под стражей были рассмотрены с нарушением правил подсудности, предусмотренными ст. 396 УПК РФ. Считает, что рассмотрение ходатайства и представления администрации исправительного учреждения отнесено к компетенции Верховного Суда Республики Мордовия, поскольку он осужден Московским окружным военным судом. Кроме того, выражает несогласие с решением отдела специального учета исправительного учреждения в части исполнения постановления суда. Указывает, что в период с 1 мая 2016 года по 22 декабря 2016 года он не подвергался взысканиям, не отбывал наказание в строгих условиях в исправительной колонии общего режима, в штрафном или дисциплинарном изоляторе, помещении камерного типа либо едином помещении камерного типа, а лишь после вступления приговора в законную силу был водворен в штрафной изолятор.

Просит отменить постановление Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 6 ноября 2018 года, зачесть ему время содержания под стражей с 1 мая 2016 года по 22 декабря 2016 года включительно из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.

Заслушав доклад судьи Ш.О.А., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных решений, доводы кассационной жалобы и основания ее передачи для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, выступление осужденного Б., поддержавшего доводы жалобы, мнение прокурора Е.А.В., полагавшей кассационную жалобу удовлетворить, судебная коллегия

установила:

постановлением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 6 ноября 2018 года удовлетворено представление начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Республике Мордовия и ходатайство осужденного Б. о зачете времени содержания под стражей в срок лишения свободы по приговору Московского окружного военного суда от 16 сентября 2016 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 3 июля 2018 года N 186-ФЗ в статью 72 УК РФ.

Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 401.1 УПК РФ при рассмотрении кассационных жалоб суд кассационной инстанции проверяет законность приговора, постановления или определения суда, вступивших в законную силу, то есть правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов.

Согласно ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.

Такие нарушения при рассмотрении данного дела были допущены.

В силу ч. 4 ст. 7 УПК РФ постановление суда должно быть законным, обоснованным и мотивированным, то есть постановленным в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и основанным на правильном применении уголовного закона.

Постановление Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 6 ноября 2018 года требованиям ч. 4 ст. 7 УПК РФ не отвечает.

Как усматривается из представленного материала, предметом судебного разбирательства в порядке исполнения приговора являлось представление начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Республике Мордовия К. и ходатайство осужденного Б.

Исходя из буквального содержания представления начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Республике Мордовия К., на основании п. 11 ст. 397 УПК РФ он просил рассмотреть вопрос о зачете времени содержания осужденного под стражей с учетом изменений, внесенных в ст. 72 УК РФ, Федеральным законом от 3 июля 2018 года N 186-ФЗ.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 396 УПК РФ вопрос о зачете времени содержания под стражей в порядке исполнения приговора, указанный в п. 11 ст. 397 УПК РФ, разрешается судом, постановившим приговор. В случае приведения приговора в исполнение в месте, на которое не распространяется юрисдикция суда, постановившего приговор, то вышеуказанный вопрос разрешается судом того же уровня, а при его отсутствии в месте исполнения приговора - вышестоящим судом.

Осужденный в своем ходатайстве ставил вопрос о зачете времени содержания под стражей в срок отбывания наказания в связи с изменениями, внесенными в ст. 72 УК РФ Федеральным законом от 3 июля 2018 года N 186-ФЗ.

Ходатайство осужденного подлежало рассмотрению судом на основании п. 13 ст. 397 УПК РФ. Согласно ч. 3 ст. 396 УПК РФ разрешение ходатайства осужденного отнесено к компетенции суда по месту нахождения учреждения, исполняющего наказание, в котором осужденный отбывает наказание. В данном случае, разрешение ходатайства осужденного было отнесено к компетенции Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия.

Понятие зачета времени содержания под стражей (рассматривается в порядке п. 11 ст. 397 УПК РФ) не является тождественным понятию исчисления сроков наказания в связи с внесением изменений в уголовный закон в соответствии со ст. 10 УК РФ (рассматривается в порядке п. 13 ст. 397 УПК РФ). Указанные ходатайства разрешаются в зависимости от обстоятельств дела судами различного уровня.

Однако, суд, ссылаясь на положения ч. 1 ст. 396 УПК РФ и п. 11 ст. 397 УПК РФ пришел к ошибочному выводу о подсудности разрешения представления начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Республике Мордовия о зачете времени содержания под стражей осужденному Б. по приговору Московского окружного военного суда от 16 сентября 2016 года.

Таким образом, суд первой инстанции неправильно применил уголовно-процессуальный закон при определении подсудности разрешения представления начальника исправительного учреждения.

С учетом буквального содержания представления, имеющего ссылку на п. 11 ст. 397 УПК РФ и содержания обжалованного постановления, предусмотренный п. 11 ст. 397 УПК РФ вопрос о зачете времени содержания под стражей в отношении Б. подлежал рассмотрению Верховным Судом Республики Мордовия.

В силу ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

В силу ст. 34 УПК РФ суд, установив, что поступившее ходатайство не подсудно данному суду, выносит постановление о направлении материала по подсудности.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит выводу о том, что постановление суда о зачете времени содержания под стражей Б. нельзя признать законным и обоснованным.

Допущенные судом нарушения уголовно-процессуального закона, в частности, ч. 4 ст. 7 УПК РФ, являются существенными, повлекшими нарушение прав участников судебного разбирательства.

Учитывая изложенное, постановление Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 6 ноября 2018 года в отношении Б. подлежит отмене, а материал - передаче на новое рассмотрение в суд, к компетенции которого, согласно сведениям из представления начальника исправительного учреждения, относится его разрешение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.14 УПК РФ, ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ, судебная коллегия

определила:

кассационную жалобу осужденного Б. на постановление Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 6 ноября 2018 года удовлетворить.

Отменить постановление Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 6 ноября 2018 года в отношении Б. и передать материал на новое судебное рассмотрение в Верховный Суд Республики Мордовия.

Этапы работы

01

Встреча с доверителем. Ознакомление с имеющимися материалами дела, консультация по вопросам применения уголовного права и заключение соглашения на оказание юридической помощи.

02

Выезд в правоохранительный орган, производящий предварительное расследование, ознакомление с делом, выработка линии защиты на стадии предварительного следствия. Сбор необходимых доказательств.

03

Активное участие в судебном заседании. Достижение приемлемого результата для доверителя. При недостижении положительного результата – обжалование приговора и участие в судах высшей инстанции.