• Россия, Москва
    ул. Костякова, д. 6/5
  • Круглосуточно
    БЕЗ ВЫХОДНЫХ

» Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 16.05.2016 N 33а-9799/2016 по делу N 2а-5024/2016

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 16.05.2016 N 33а-9799/2016 по делу N 2а-5024/2016

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 16.05.2016 N 33а-9799/2016 по делу N 2а-5024/2016 Требование: О признании незаконным распоряжения Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ленинградской области. Обстоятельства: Прокурор указывает, что оспариваемый акт, устанавливающий порядок ознакомления прокурора с материалами уголовных дел и материалами проверок сообщений о преступлениях, ограничивает права прокурора в осуществлении надзорных функций. Решение: Требование удовлетворено.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 мая 2016 г. N 33а-9799/2016

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе: …

рассмотрела в открытом судебном заседании 16 мая 2016 года административное дело N 2а-5024/2016 по апелляционной жалобе Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ленинградской области на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 02 февраля 2016 года по административному исковому заявлению Прокуратуры Ленинградской области к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Ленинградской области о признании незаконным распоряжения.

Заслушав доклад судьи И. Ю.В., выслушав объяснения представителей административного истца прокурора Ч.Е.Н., действующей на основании доверенности от 10 декабря 2015 года, и прокурора Б.А.А., действующего на основании доверенности от 21 января 2016 года сроком на 1 год; представителя административного ответчика К.С.В., действующей на основании доверенности от 23 сентября 2015 года сроком на 3 года, судебная коллегия

установила:

Прокуратура Ленинградской области обратилась в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным распоряжение Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ленинградской области от 30 ноября 2015 года N 123/216-р "О дополнительных мерах по обеспечению сохранности находящихся в производстве уголовных дел и материалов" с момента его принятия (л.д. 4 - 8).

В обоснование заявленных требований Прокуратура Ленинградской области указала, что руководителем Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ленинградской области М.А.Ю. было издано 30 ноября 2015 года указанное распоряжение, которым установлен порядок ознакомления прокурора с материалами уголовных дел и материалами проверок сообщений о преступлениях, процессуальное решение по которым не принято. По мнению административного истца, данное распоряжение является незаконным, так как не соответствуют действующему законодательству и ограничивает права прокурора в осуществлении надзорных функций (л.д. 4 - 8).

Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 02 февраля 2016 года административное исковое заявление удовлетворено, распоряжение Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ленинградской области от 30 ноября 2015 года N 123/216-р "О дополнительных мерах по обеспечению сохранности находящихся в производстве уголовных дел и материалов проверок" признано не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца с момента его принятия (л.д. 84 - 93).

В апелляционной жалобе Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ленинградской области просит решение отменить и в удовлетворении административного искового заявления отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы административный ответчик указал, что административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора; административное исковое заявление подписано и подано лицом, не имеющим на то полномочий; уголовно-процессуальным законодательством не закреплено право прокурора истребовать уголовные дела и материалы проверки в помещения органов прокуратуры, не дана оценка доводам административного ответчика об установлении в судах порядка выдачи для ознакомления судебных дел и материалов и об организации прокурорского надзора за исполнением исполнительных производств; судом не принята во внимание инструкция по делопроизводству Следственного комитета Российской Федерации, утвержденная приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 18 июля 2012 года N 40, в соответствии с которой ознакомление со служебными документами должностных лиц, выдача им справок или сведений служебного характера, копий документов допускается только по указанию руководителя, который принимает меры к охране конфиденциальности сведений и несет персональную ответственность за их защиту (л.д. 129 - 131).

Выслушав представителя административного ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, и представителей административного истца, возражавших против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя требования Прокуратуры Ленинградской области, суд первой инстанции пришел к выводу, что распоряжение Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ленинградской области от 30 ноября 2015 года N 123/216-р "О дополнительных мерах по обеспечению сохранности находящихся в производстве уголовных дел и материалов проверок" нарушает права и законные интересы административного истца по осуществлению надзорной функции, а доводы административного ответчика о том, что оспариваемым распоряжением определен порядок действий при поступлении мотивированного запроса прокурора на ознакомление с материалами уголовного дела и материалов проверок, который обязателен для исполнения только сотрудниками Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ленинградской области и не затрагивает права и интересы прокуратуры, не свидетельствует о вмешательстве в надзорную деятельность прокурора, суд посчитал необоснованными, поскольку, предписывая порядок действий при ознакомлении прокурором с материалами уголовных дел и материалов проверок для сотрудников Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ленинградской области, указанное распоряжение предписывает и порядок ознакомления для сотрудников прокуратуры Ленинградской области с материалами уголовного дела и материалами проверок только в помещении следственного подразделения и в присутствии сотрудника следственного подразделения.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 30 ноября 2015 года руководителем следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ленинградской области генерал-лейтенантом юстиции М.А.Ю. издано распоряжение N 123/216-р, согласно которому было предложено первому заместителю и заместителям руководителям следственного управления, руководителям следственных отделов по городам и районам первого отдела по расследованию особо важных дел (о преступлениях против личности и общественной безопасности) и второго отдела по расследованию особо важных дел (о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики) следственного управления:

- 1.1. решение о предоставлении прокурору возможности ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела по мотивированному запросу принимать руководителю следственного подразделения, в производстве которого находится соответствующее уголовное дело, либо лицу, исполняющему его обязанности;

- 1.2. обеспечить возможность прокурору знакомиться с материалами уголовного дела только в помещении следственного подразделения и в присутствии сотрудника следственного управления;

- 1.3. в порядке, установленном п. п. 1.1 и 1.2 настоящего распоряжения, обеспечивать возможность прокурору знакомиться с материалами проверки сообщения о преступлении, процессуальное решение по которым не принято (л.д. 9 - 10).

Следственный комитет Российской Федерации в соответствии с ФЗ "О следственном комитете Российской Федерации" от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года N 38 утверждено Положение о следственном комитете Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 которого следственный комитет составляет единую федеральную централизованную систему следственных органов и организаций, действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета Российской Федерации.

Приказом Следственного комитета Российской Федерации от 30 сентября 2011 года N 137 утвержден регламент Следственного комитета Российской Федерации, согласно которому Следственный комитет осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, непосредственно и (или) через входящие в его систему, в том числе главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные, в том числе военные, следственные управления и следственные отделы Следственного комитета; межрайонные следственные отделы, следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные, в том числе военные, следственные подразделения Следственного комитета.

Согласно пункту 7 Регламента Следственный комитет также осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации проверку содержащихся в заявлениях и иных обращениях сообщений о преступлениях, производство предварительного расследования по уголовным делам, процессуальный контроль, криминалистическую, судебно-экспертную и ревизионную деятельность, а также проверку деятельности следственных органов и организаций Следственного комитета, и устанавливает требования к организации делопроизводства и архивного дела в Следственном комитете, осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Следственного комитета.

В соответствии с пунктом 8 Положения о Следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации в Ленинградской области руководитель следственного управления организует работу следственного управления, осуществляет руководство деятельностью его аппарата и нижестоящих следственных органов Следственного комитета (пп. 3), издает в пределах своих полномочий организационно-распорядительные документы (приказы, распоряжения, указания, положения, инструкции), обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками (п.п. 5) (л.д. 127 - 128).

Прокуратура Российской Федерации согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 4 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

Предметом надзора в соответствии со статьей 29 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а целью изучения уголовного дела является выявление нарушений закона.

В соответствии с частью 2 статьи 123 УПК РФ участники уголовного судопроизводства, а также иные лица, интересы которых затрагиваются вправе обратиться к прокурору с жалобой, которая должна быть рассмотрена в порядке и в сроки, установленные в статье 124 настоящего Кодекса.

Статьей 124 (часть 1) УПК РФ установлен 3-х суточный срок рассмотрения прокурором жалобы со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

Согласно части 1 статьи 1 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции Российской Федерации.

Порядок уголовного судопроизводства, установленный настоящим Кодексом, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 1 УПК РФ).

Участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения являются прокуроры, следователи и руководители следственных органов.

Прокурор согласно части 1 статьи 37 УПК РФ является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен: …

Частью 2.1 статьи 37 УПК РФ установлено, что по мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

Нормами Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации не регламентируется место и порядок ознакомления прокурора с материалами уголовного дела и материалами проверки сообщения о преступлении в органах следствия, однако, Прокуратурой Ленинградской области и Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации в Ленинградской области издан совместный приказ N 48/49 от 22 июня 2011 года "О порядке взаимодействия при осуществлении уголовного преследования в ходе досудебного производства", в соответствии с пунктом 5.1. которого при поступлении в прокуратуру в порядке ст. 124 УПК РФ жалобы на процессуальные решения по уголовным делам и материалам проверки необходимые для их разрешения материалы (либо их копии), имеющие отношение к изложенным в жалобе фактам, предоставляются в прокуратуру руководителем следственного органа в соответствующем объеме по мотивированному запросу не позднее 3-х суток с момента поступления запроса. При обжаловании заявителем решения о приостановлении следствия либо прекращении уголовного дела материалы уголовного дела предоставляются прокурору в полном объеме.

Согласно пункту 5.2. указанного приказа материалы уголовного дела, представленные прокурору в связи с рассмотрением им жалобы в порядке ст. 124 УПК РФ, изучаются прокурором (его заместителем) незамедлительно, но не более 5 суток с момента поступления в прокуратуру.

Какая-либо форма вмешательства в деятельность прокурора по осуществлению прокурорского надзора, в том числе понуждение прокурора к принятию мер прокурорского реагирования, установленных положениями ч. 2 и 3 ст. 22 Закона "О прокуратуре Российской Федерации", действующим законодательством не предусмотрена и в силу положений ст. 5 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" запрещена.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 9 февраля 2012 года N 39 "Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы" определено, что органы прокуратуры Российской Федерации при осуществлении надзора за исполнением законов обязаны не допускать вмешательства в деятельность Следственного комитета, связанную с осуществлением им полномочий в сфере уголовного судопроизводства; воздействия в какой-либо форме на сотрудников Следственного комитета в целях оказания влияния на принимаемые ими процессуальные решения или воспрепятствования в какой-либо форме их процессуальной деятельности; истребования у них объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Из анализа вышеприведенных норм права и локальных актов, следует, что Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации обязано предоставлять Прокурору Ленинградской области по письменному мотивированному запросу материалы уголовных дел и материалы проверок.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в случаях, предусмотренных законом или договором.

В соответствии с абз. 3 ч. 3 ст. 22 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона, в том числе вносит представление об устранении нарушений закона.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В соответствии с п. 4.2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 года N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" при выборе форм реагирования на выявленные незаконные правовые акты прокурор обязан безотлагательно принести протест на незаконный правовой акт, а в случае его отклонения - в установленном порядке обратиться с заявлением в суд.

Оспариваемое Распоряжение не является правовым актом, а приказ Генерального прокурора Российской Федерации не относится к законам.

При этом, как следует из административного искового заявления Прокуратура Ленинградской области, оспаривая распоряжение Следственного управления Следственного комитета по Ленинградской области от 30 ноября 2015 года N 123/216-р, обращается в суд за защитой нарушенных своих прав.

При таких обстоятельствах, доводы административного ответчика о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора являются ошибочными, основанными на неправильном применении норм процессуального права.

Согласно части 1 статьи 220, части 1 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление подписывается административным истцом или его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

Административное исковое заявление подписано заместителем прокурора Ленинградской области Н.К.В. (л.д. 8), который в соответствии с доверенностью от 2 октября 2015 года уполномочен представлять интересы прокуратуры Ленинградской области с объемом полномочий, предусмотренных статьей 56 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе с правом на подписание административного искового заявления и подачу их в суд (л.д. 36).

Доверенность подписана прокурором Ленинградской области, скреплена печатью Прокуратуры Ленинградской области, выдана до предъявления административного искового заявления в суд. Имеющийся на доверенности номер, совпадающий с номерами на других доверенностях, не свидетельствует о недействительности доверенности (л.д. 13, 27, 36).

Ссылки административного ответчика на Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденную приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 апреля 2003 года N 36, и на указание Генерального прокурора Российской Федерации N 155/7 от 12 мая 2009 года "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами" как на аналогию права несостоятельны, поскольку взаимоотношения Прокуратуры Ленинградской области и Следственного управления Следственного комитета по Ленинградской области регламентированы положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и совместным приказом N 48/49 от 22 июня 2011 года "О порядке взаимодействия при осуществлении уголовного преследования в ходе досудебного производства", изданным Прокуратурой Ленинградской области и Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации в Ленинградской области.

Инструкция по делопроизводству Следственного комитета Российской Федерации, утвержденная приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 18 июля 2012 года N 40, в соответствии с которой ознакомление со служебными документами должностных лиц, выдача им справок или сведений служебного характера, копий документов допускается только по указанию руководителя, который принимает меры к охране конфиденциальности сведений и несет персональную ответственность за их защиту, не запрещает предоставление прокурору по письменному мотивированному запросу материалов уголовного дела и материалами проверки и не устанавливает место ознакомления прокурора с указанными делами.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 2 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Следственного управления следственного комитета Российской Федерации по Ленинградской области - без удовлетворения.

Этапы работы

01

Встреча с доверителем. Ознакомление с имеющимися материалами дела, консультация по вопросам применения уголовного права и заключение соглашения на оказание юридической помощи.

02

Выезд в правоохранительный орган, производящий предварительное расследование, ознакомление с делом, выработка линии защиты на стадии предварительного следствия. Сбор необходимых доказательств.

03

Активное участие в судебном заседании. Достижение приемлемого результата для доверителя. При недостижении положительного результата – обжалование приговора и участие в судах высшей инстанции.