Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 19.11.2020 N 77-1166/2020 Процессуальные вопросы: Принято постановление о замене условного осуждения на реальное наказание. Решение: Постановление отменено.
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 ноября 2020 г. N 77-1166/2020
Судебная коллегия по уголовным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе: …
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу М. на постановление Московского районного суда г. Санкт-Петербурга от 11.12.2019.
Заслушав доклад судьи Н.М.В., выступления М. и его защитника Б.В.С., поддержавших доводы кассационной жалобы, прокурора З.Е.С., полагавшей, что постановление подлежит отмене, дело направлению на новое судебное рассмотрение, судебная коллегия
установила:
постановлением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 11.12.2019
М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, гражданину РФ, судимому:
- 27.05.2004 Ленинградским областным судом по п. "д, ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ, п. "г" ч. 2 ст. 161 УК РФ, ч. 2 ст. 167 УК РФ с применением ч. 3 ст. 69 УК РФ назначено наказание в виде лишения свободы на 15 лет, освобожден 8.06.2018 г.;
- 25.07.2019 мировым судьей судебного участка N 208 г. Санкт-Петербурга по ч. 1 ст. 170.1, ст. 73 УК РФ к 1 году лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год с возложением обязанностей: не менять постоянного места жительства и работы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправлением осужденного, периодически, не менее 1 раза в месяц являться на регистрацию;
отменено условное осуждение, назначенное приговором суда от 25.07.2019, он направлен для отбывания наказания, назначенного по приговору суда, в исправительную колонию строгого режима.
Постановлениями судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 24.12.2019 и 24.12.2020 устранены технические ошибки, допущенные в постановлении от 11.12.2919.
В апелляционном порядке постановление не обжаловалось.
В кассационной жалобе и дополнении к ней М. выражает несогласие с постановлением суда от 11.12.2019 и последующими постановлениями об исправлении технических ошибок, полагая, что они являются незаконными и необоснованными. Указывает, что ему не было известно о том, что он был объявлен в федеральный розыск. Обращает внимание на ненадлежащие условия в отделе полиции после его задержания.
Ссылаясь на нормы действующего законодательства, считает, что нарушено его право на судебную защиту в связи с рассмотрением вопроса об отмене условного осуждения и исполнении наказания в его отсутствие.
Постановлением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 5.10.2020 кассационная жалоба М. на постановление Московского районного суда г. Санкт-Петербурга от 11.12.2019 передана для рассмотрения в судебном заседании Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы, постановление суда, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав выступления лиц, участвующих в деле, судебная коллегия находит решения судов первой и второй инстанций подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Такие нарушения по делу были допущены.
Согласно требованиям закона при рассмотрении материала по представлению УИИ об отмене условного осуждения и направлении осужденного для отбывания наказания в исправительную колонию суду необходимо всесторонне, полно и объективно исследовать обстоятельства дела и в зависимости от установленных обстоятельств принять решение.
При этом, в соответствии со ст. 13 Конвенции о защите прав человека, каждый, чьи права и свободы нарушены, имеет право на эффективное средство защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве. Согласно ст. 6 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ", адвокат не вправе занимать по делу иную позицию и действовать вопреки интересам подзащитного или доверителя.
Как видно из материалов, принимавший участие в судебном заседании по назначению суда на основании ст. 51 УПК РФ адвокат Х.Е.З. не отстаивал и не защищал интересы М., в отсутствие осужденного не возражал против удовлетворения ходатайства об отмене ему условного осуждения, предложив суду разрешить этот вопрос по собственному усмотрению.
Таким образом, в нарушение ст. 53 УПК РФ, назначенный судом защитник не выполнил возложенные на него обязанности по эффективному отстаиванию интересов осужденного и лишил его права на защиту, гарантированную Конституцией РФ и процессуальным законом.
Суд на данное нарушение закона не отреагировал, вопрос о замене защитника не решил, и в отсутствие осужденного отменил ему условное осуждение, направив его для отбывания наказания в исправительную колонию строгого режима.
Данное нарушение требований уголовно-процессуального закона является существенным, поскольку оно путем лишения гарантированных УПК РФ прав участника уголовного судопроизводства повлияло на вынесение законного судебного решения.
При таких обстоятельствах постановление суда от 11.12.2019 об отмене М. условного осуждения и направлении его для отбывания наказания в исправительную колонию строгого режима и два постановления от 24.12.2019 и 24.12.2020 о внесении изменений в постановление от 11.12.2019 являются незаконными и подлежат отмене, материал направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В связи с отменой постановлений суда первой инстанции и отсутствии оснований для избрания М. меры пресечения, он подлежит освобождению из мест лишения свободы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.14, 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
кассационную жалобу М. удовлетворить;
постановление Московского районного суда г. Санкт-Петербурга от 11.12.2019 об отмене М. условного осуждения, назначенного по приговору, и направлении его для отбывания наказания в исправительную колонию строгого режима, а также постановления Московского районного суда г. Санкт-Петербурга от 24.12.2019 и 24.12.2020 о внесении изменений в постановление Московского районного суда Санкт-Петербурга от 11.12.2019 отменить; материал направить на новое рассмотрение в Московский районный суд г. Санкт-Петербурга в ином составе;
М. из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области освободить немедленно.