Постановление Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 19.10.2020 N 16-2025/2020 Категория спора: Привлечение к административной ответственности. Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином, лицом без гражданства правил въезда или режима пребывания в РФ. Решение: Производство по делу прекращено.
ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2020 г. N 16-2025/2020
Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции, рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 28 сентября 2020 г.) жалобу защитника на вступившее в законную силу постановление судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 8 ноября 2019 г., вынесенное в отношении Х. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 8 ноября 2019 г. Х. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации. До осуществления принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации суд постановил поместить Х. в Центр временного содержания иностранных граждан по адресу: <адрес>.
В порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление мирового судьи не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Х. просит изменить постановленный по делу судебный акт, исключив наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации либо заменив такое наказание на контролируемый самостоятельный выезд за пределы Российской Федерации.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Как следует из материалов дела основанием для привлечения гражданина Республики В. Х. к административной ответственности, установленной частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило нарушение им требований части 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", выявленное 7 ноября 2019 г. в 15 часов 20 минут по адресу: <адрес>, выразившееся в том, что, прибыв 24 апреля 2014 г. в Российскую Федерацию по деловой визе сроком действия с 18 апреля 2014 г. по 18 июля 2014 г. указанное лицо уклоняется от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для наложения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Так, статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено требование о составлении протокола об административном правонарушении с участием лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и предусмотрены его права на ознакомление с протоколом об административном правонарушении, представление объяснений и замечаний по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. При составлении протокола в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, ему разъясняются права и обязанности, предусмотренные статьями 24.2, 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол должен быть подписан физическим лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Лицу, не владеющему языком, на котором ведется судопроизводство, в соответствии с частью 2 статьи 24.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должно быть обеспечено право с момента возбуждения дела выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном языке общения, пользоваться услугами переводчика. Ему непосредственно после составления протокола об административном правонарушении также должен быть предоставлен перевод протокола.
В силу части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом.
Данными нормами Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его в составлении протокола об административном правонарушении. Обратное влечет нарушение прав и законных интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе права на защиту.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что при составлении протокола об административном правонарушении в отношении гражданина Республики В. Х., не владеющего русским языком, на котором ведется производство по делу, в качестве переводчика участвовал Л.
При этом в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о владении Л., участвовавшим в деле в качестве переводчика, иностранными языками для осуществления перевода по настоящему делу.
Согласно части 4 статьи 25.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода.
Между тем, как следует из содержания протокола об административном правонарушении и иных материалов дела, Л., участвовавший в ходе производства по делу об административном правонарушении, начиная со стадии составления протокола об административном правонарушении в отношении Х., об ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупрежден не был.
Данное обстоятельство в нарушение требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей районного суда до принятия дела к производству не проверено, меры для возвращения протокола об административном правонарушении на стадии подготовки не предприняты (статья 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
П. Линь участвовал и в судебном заседании, однако имеющаяся в материалах дела подписка переводчика (л.д. 9) содержит сведения о разъяснении прав и обязанностей, предусмотренных статьей 59 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и о предупреждении его об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, рассмотрение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях о всесторонности и полноте рассмотрения дела об административном правонарушении. В нарушение требований статей 24.1, 26.1 названного Кодекса судьей городского суда не выяснены и не исследованы все обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, оценка им не дана.
При вынесении постановления по делу об административном правонарушении судья Магасского районного суда Республики Ингушетия сослался на объяснения Х. на стадии составления протокола об административном правонарушении и в судебном заседании, которые были даны с участием переводчика Л.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе судебного разбирательства по данному делу об административном правонарушении судьей районного суда не выполнены в полном объеме требования статьи 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило ему всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения Х. к административной ответственности истек и возвращение дела на новое рассмотрение невозможно, постановление судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 8 ноября 2019 г., вынесенное в отношении Х. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 8 ноября 2019 г., вынесенное в отношении Х. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.