Постановление Президиума Московского городского суда от 22.01.2019 по делу N 44У-26/2019 Приговор: Ст. ст. 30, 228.1 УК РФ (приготовление/покушение; незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов...). Постановление: Судебные акты изменены, действия переквалифицированы, путем частичного сложения наказаний окончательно назначено 11 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима; судебные решения в части осуждения по ст. ст. 30, 228.1 УК РФ отменены, уголовное дело прекращено в связи с отсутствием в деяниях состава преступления.
ПРЕЗИДИУМ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2019 г. по делу N 44у-26/19
Президиум Московского городского суда в составе: …
рассмотрел уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Ю. на приговор Бабушкинского районного суда города Москвы от 24 октября 2016 года, которым
Ю., ***, ранее не судимый,
осужден по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (покушение на незаконный сбыт психотропных веществ массой 193,07 грамма) к 10 годам лишения свободы;
по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (покушение на незаконный сбыт психотропных веществ массой 14,92 грамма) к 10 годам лишения свободы.
На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно Ю. назначено 12 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Срок отбывания наказания исчислен с 24 октября 2016 года, с зачетом времени предварительного содержания Ю. под стражей в период с 27 октября 2015 года по 23 октября 2016 года.
С., ***, ранее не судимый,
осужден по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (покушение на незаконный сбыт психотропных веществ массой 193,07 грамма) к 9 годам лишения свободы;
по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (покушение на незаконный сбыт психотропных веществ массой 14,92 грамма) к 10 годам лишения свободы.
На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно С. назначено 11 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Срок отбывания наказания исчислен с 24 октября 2016 года, с зачетом времени предварительного содержания С. под стражей в период с 27 октября 2015 года по 23 октября 2016 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 16 марта 2017 года вышеуказанный приговор оставлен без изменения.
В кассационной жалобе осужденный Ю. указывает, что у него не было умысла на сбыт амфетамина массой 14,92 грамма, поскольку он намеревался использовать его для личного употребления. Просит переквалифицировать его действия по данному преступлению на ч. 2 ст. 228 УК РФ и смягчить наказание.
Заслушав доклад судьи, изложившей обстоятельства уголовного дела, содержание судебных решений, доводы кассационной жалобы и основания ее передачи вместе с уголовным делом на рассмотрение суда кассационной инстанции, выслушав осужденного Ю. и его защитника - адвоката С.В.В., осужденного С. и его защитника - адвоката З.В.Б., поддержавших доводы кассационной жалобы осужденного Ю., мнение заместителя прокурора города Москвы В.В.В., полагавшего необходимым судебные решения изменить, переквалифицировать действия Ю. с ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (по покушению на незаконный сбыт психотропных веществ массой 14,92 грамма) на ч. 2 ст. 228 УК РФ, по которой назначить наказание в виде 5 лет лишения свободы; на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно Ю. назначить 11 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима; эти же судебные решения в части осуждения С. по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (по покушению на незаконный сбыт психотропных веществ массой 14,92 грамма) отменить, и уголовное дело в этой части прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава преступления, Президиум
установил:
Ю. и С. признаны виновными в покушении на незаконный сбыт психотропных веществ, группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере (2 преступления).
Преступления совершены в городе Москве при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
Уголовное дело в отношении осужденного С. проверяется в порядке ст. 401.16 УПК РФ.
Факт покушения на незаконный сбыт психотропного вещества массой 193,07 грамма, группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере в кассационной жалобе не оспаривается и правильность осуждения Ю. и С. по данному преступлению сомнений не вызывает.
Изучив материалы уголовного дела, выслушав участников судебного заседания, обсудив доводы кассационной жалобы, Президиум находит судебные решения подлежащими изменению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ, основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Согласно ст. 297 УПК РФ, приговор суда признается законным, обоснованным и справедливым, если он соответствует требованиям уголовно-процессуального закона, предъявляемым к его содержанию, процессуальной форме и порядку постановления, а также основан на правильном применении уголовного закона.
В соответствии с ч. 4 ст. 302 УПК РФ, обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, если в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления подтверждена совокупностью исследованных судом доказательств.
Однако при постановлении приговора в отношении Ю. и С. данные требования закона были нарушены.
Как установлено судом, Ю. и С., имея умысел на незаконный сбыт психотропного вещества, хранили в рюкзаке, принадлежащем Ю., амфетамин общей массой 14,92 грамма, что является крупным размером, однако довести преступление до конца не смогли по не зависящим от них обстоятельствам, поскольку 27 октября 2015 года в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия "оперативный эксперимент" они были задержаны сотрудниками полиции, а вышеуказанное психотропное вещество обнаружено и изъято.
В обоснование выводов о виновности Ю. и С. суд сослался на показания свидетеля К.А.К. об обстоятельствах задержания Ю. и С., свидетеля Р.В.В., согласно которым при осмотре автомобиля в рюкзаке обнаружен пакет черного цвета с увлажненным веществом белого цвета; свидетеля - сотрудника полиции И.А.В. о проведении оперативно-розыскного мероприятия "оперативный эксперимент", задержании Ю. и С., проведении осмотра автомобиля и изъятия амфетамина; протокол осмотра места происшествия; заключение химической экспертизы, определившей вид и вес изъятого у осужденных психотропного вещества, и другие материалы дела, а также вещественные доказательства.
Исследованные доказательства судом в соответствии со ст. 88 УПК РФ были оценены с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а в совокупности - достаточности для разрешения уголовного дела, и правильно признаны допустимыми.
Указанные действия Ю. и С. суд квалифицировал по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ.
Однако, Ю. как в ходе предварительного следствия, так и в судебном заседании вину в покушении на сбыт амфетамина общей массой 14,92 грамм не признал и пояснил, что это психотропное вещество он хотел использовать для личного употребления.
В соответствии с протоколом медицинского освидетельствования, в момент задержания Ю. находился в состоянии опьянения, вызванного наркотическими средствами (***).
Согласно выводам судебно-психиатрической экспертизы, у Ю. обнаруживаются признаки пагубного употребления стимуляторов без формирования синдрома зависимости.
Осужденный С., полностью признав вину в покушении на сбыт Р.А.А. амфетамина общей массой 193,07 грамм по предварительному сговору с Ю., последовательно утверждал, что не знал о наличии у Ю. в рюкзаке амфетамина общей массой 14,92 грамма.
Показания свидетелей К.А.К., .. В., И.А.В. не позволяют сделать бесспорный вывод о характере действий осужденных, направленных именно на совместный сбыт психотропного вещества - амфетамина общей массой 14,92 грамм, поскольку указанные свидетели лишь подтвердили факт обнаружения в рюкзаке, принадлежащем Ю., психотропного вещества.
Суд апелляционной инстанции данные обстоятельства оставил без должного внимания.
При таких обстоятельствах, Президиум полагает, что доказательств, подтверждающих, что психотропное вещество - амфетамин общей массой 14,92 грамм Ю. и С. хранили совместно в целях его дальнейшего сбыта, в материалах дела не имеется и в приговоре не приведено.
Исходя из смысла ст. 228 УК РФ, действия лица, связанные с незаконным владением психотропными веществами, в том числе хранением их при себе для использования в личных целях, если при этом не установлено наличие цели их сбыта, влекут ответственность за незаконное хранение этих средств без цели сбыта.
С учетом положения ч. 3 ст. 14 УПК РФ, в силу которого все сомнения должны толковаться в пользу обвиняемых, Президиум считает необходимым действия Ю. (по покушению на незаконный сбыт психотропных веществ массой 14,92 грамм) переквалифицировать с ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на ч. 2 ст. 228 УК РФ как незаконное хранение психотропного вещества без цели сбыта, в крупном размере.
Эти же судебные решения в части осуждения С. по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (покушение на незаконный сбыт психотропных веществ массой 14,92 грамм) следует отменить, и уголовное дело в этой части прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в деянии состава преступления.
При назначении Ю. наказания Президиум в соответствии с требованиями ст. ст. 6, 60 УК РФ учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, влияние назначаемого наказания на исправление виновного и условия жизни его семьи, конкретные обстоятельства дела, все известные данные о личности осужденного, установленные по делу обстоятельства, смягчающие наказание, и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств.
Исключительных обстоятельств, позволяющих применить при назначении наказания за данное преступление положения ст. 64 УК РФ, не установлено, вместе с тем, Президиум считает возможным не назначать осужденному дополнительных видов наказания.
Кроме того, с учетом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности, Президиум не находит оснований для изменения категории преступления на менее тяжкую в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ.
В соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 58 УК РФ осужденный Ю. подлежит направлению для отбывания наказания в колонию строгого режима.
С учетом внесенных изменений, из приговора подлежит исключению указание о назначении С. наказания по совокупности преступлений по правилам ч. 2 ст. 69 УК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 401.14 - 401.16 УПК РФ, Президиум
постановил:
кассационную жалобу осужденного Ю. удовлетворить.
Приговор Бабушкинского районного суда города Москвы от 24 октября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 16 марта 2017 года в отношении Ю. изменить:
переквалифицировать действия Ю. с ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (покушение на незаконный сбыт психотропных веществ массой 14,92 грамм) на ч. 2 ст. 228 УК РФ, по которой назначить наказание в виде 5 лет лишения свободы.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 228 УК РФ, ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, путем частичного сложения наказаний окончательно назначить Ю. 11 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Судебные решения в части осуждения С. по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (покушение на незаконный сбыт психотропных веществ массой 14,92 грамм) отменить и уголовное дело в этой части прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в его деяниях состава преступления.
В соответствии со ст. ст. 133, 134 УПК РФ в этой части признать за С. право на реабилитацию.
Исключить указание о назначении С. наказания на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ.
Эти же судебные решения в части осуждения С. по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (покушение на сбыт психотропного вещества массой 193,07 грамм) к 9 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима оставить без изменения.