Постановление Президиума Вологодского областного суда от 22.10.2018 по делу N 44У-41/2018.
Приговор: Ст. ст. 228, 232 УК РФ (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов...; организация либо содержание притонов или систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств...).
Постановление: Приговор и апелляционное определение изменены, исключено из осуждения указание на содержание притона, действия осужденного квалифицированы как систематическое предоставление помещения для потребления наркотических средств; смягчено назначенное наказание.
ПРЕЗИДИУМ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2018 г. по делу N 44У-41/2018
Президиум Вологодского областного суда в составе: …
рассмотрел уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Б. на приговор Череповецкого городского суда Вологодской области от 26 апреля 2017 года, которым Б., родившийся <ДАТА> в <адрес>, ранее судимый: …
осужден по ч. 1 ст. 228 УК РФ к 1 году лишения свободы; по ч. 1 ст. 232 УК РФ к 1 году 4 месяцам лишения свободы; в соответствии с ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно к 2 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Срок отбытия наказания исчислен с 26 апреля 2017 года.
Апелляционным постановлением Вологодского областного суда от 3 июля 2017 года приговор оставлен без изменения.
Постановлением Череповецкого городского суда Вологодской области от 1 сентября 2017 года на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров от 26 апреля 2017 года и от 3 марта 2017 года окончательно назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Я.Л.Б., изложившей обстоятельства дела и содержание судебных решений, доводы кассационной жалобы, послужившие основанием ее передачи вместе с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании президиума Вологодского областного суда, выступления адвоката Б.Н.Н. в защиту осужденного Б., заместителя прокурора Вологодской области А.Т.А., президиум
установил:
приговором, постановленным в особом порядке судебного разбирательства, предусмотренном главой 40 УПК РФ, Б. признан виновным в том, что в период с начала января по 7 марта 2017 года содержал притон и систематически предоставлял помещение для потребления наркотических средств; 7 марта 2017 года незаконно без цели сбыта изготовил и хранил наркотическое средство дезоморфин массой 0,229 грамма в значительном размере.
В кассационной жалобе осужденный Б. указывает, что его действия по предоставлению квартиры для потребления наркотических средств не требуют дополнительной квалификации как содержание притона, необоснованно вменено хранение наркотических средств. Просит исключить из обвинения указание на содержание притона и хранение наркотических средств, смягчить наказание.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит приговор в отношении Б. подлежащим изменению ввиду существенного нарушения норм уголовного права.
Согласно приговору в период с начала января 2017 года по 7 марта 2017 года Б. разрешил М., Г., С. и другим лицам, употребляющим наркотические средства, приходить в свою квартиру, где неоднократно изготавливал для них и для себя известным ему кустарным способом наркотические средства и в последующем обеспечивал для указанных лиц безопасное их потребление в своей квартире, после чего производил уборку помещения.
Указанные действий Б. квалифицированы по ч. 1 ст. 232 УК РФ, как содержание притона и систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств.
По смыслу закона, под содержанием притона следует понимать умышленные действия лица по использованию помещения, отведенного или приспособленного для потребления наркотических средств или психотропных веществ, по оплате расходов, связанных с существованием притона после его организации либо эксплуатацией помещения.
Однако таких действий со стороны Б. из описания преступного деяния в приговоре не усматривается.
Принимая во внимание изложенное, президиум считает необходимым исключить из осуждения Б. по ст. 232 ч. 1 УК РФ указание на содержание притона. Учитывая, что по ст. 232 ч. 1 УК РФ осужденному назначено минимальное наказание с учетом положений ч. 2 ст. 68 УК РФ, а оснований для применения ч. 3 ст. 68 УК РФ не установлено, президиум считает возможным смягчить Б. наказание, назначенное по совокупности преступлений в соответствии со ст. 69 ч. 2 УК РФ.
С учетом изменений, вносимых в приговор, подлежит изменению и постановление Череповецкого городского суда от 1 сентября 2017 года, вынесенное в порядке исполнения приговоров, о назначении Б. наказания по совокупности приговоров Череповецкого городского суда от 3 марта 2017 года и от 26 апреля 2017 года.
Иных оснований для вмешательства в судебные решения президиум не усматривает. С учетом установленных в ходе следствия фактических обстоятельств дела, изложенных в обвинении, с которым Б. согласился, квалификация его действий по ст. 228 ч. 1 УК РФ как незаконное изготовление и хранение наркотического средства сомнений не вызывает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 401.14, 401.15 УПК РФ, президиум Вологодского областного суда
постановил:
кассационную жалобу осужденного Б. удовлетворить частично.
Приговор Череповецкого городского суда Вологодской области от 26 апреля 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Вологодского областного суда от 3 июля 2017 года в отношении Б. изменить:
исключить из осуждения по ст. 232 ч. 1 УК РФ указание на содержание притона, квалифицировав его действия как систематическое предоставление помещения для потребления наркотических средств;
смягчить назначенное по ст. 69 ч. 2 УК РФ наказание с 2 лет лишения свободы до 1 года 10 месяцев лишения свободы.
Изменить постановление Череповецкого городского суда Вологодской области от 1 сентября 2017 года и апелляционное постановление Вологодского областного суда от 24 октября 2017 года: смягчить Б. наказание, назначенное на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров Череповецкого городского суда от 26 апреля 2017 года и от 3 марта 2017 года, с 5 лет лишения свободы до 4 лет 10 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
В остальной части судебные решения оставить без изменения.